При изготовлении палаток сейчас применяют три основных типа ткани: полиамидные, полиэфирные и смесовые ткани (с добавлением хлопка). Очень редко используются полиолефиновые материалы – это высшее достижение современных технологий. Несмотря на тонкость самого волокна и ткани, прочность и износостойкость у полиолефиновых материалов исключительная. Но стоимость такой ткани очень высокая.
Капрон или нейлон (Nylon, Nylon Tafetta) - это названия полиамидных тканей. Капрон впервые появился в 1937 году. Однако массовое применение тканей из капрона началось значительно позднее. Эти ткани отличаются легкостью, высокой прочностью на разрыв и стойкостью к истиранию, малым водопоглощением. Стоят они совсем не дорого. Однако во влажной среде полиамидные материалы склонны к растяжению и могут потерять под воздействием солнечных лучей до 40 процентов прочности в год. Эти материалы используются для изготовления внутренних палаток. Нейлон, более прочен, чем полиэстр при одинаковой толщине ткани.
Полиэстер (Polyester, Poly Tafetta), Лавсан – это ткани из полиэфирного волокна. При той же легкости, прочности и низкой гигроскопичности они практически не растягиваются при намокании и не портятся под воздействием ультрафиолета. Правда, и цена полиэфирной ткани существенно выше, чем полиамидной. Обычно из этого типа тканей изготавливаются тенты.
Смесовые ткани в платках используются достаточно редко – это дешевле, но создает и дополнительные хлопоты. Если смесовая ткань намокнет, вес ее существенно вырастет, высыхать будет дольше, чем чистая синтетика, а если не досушить, может и сгнить. Так что палатки с добавлением хлопка предназначены скорей для защиты от солнца. Зато такие ткани «дышат».
Обычно к названию ткани добавляются цифры и сочетания различных латинских букв и слов. Эти обозначения уточняют свойства ткани.
D - (Denie). Плотность и прочность на разрыв выражаются в денье (например: 75D). Зависит от толщины нитей, участвующих в переплетении. Более толстые нити дают и больший вес ткани.
Т - это так называемые "тексы" (от слова «текстиль»). Текс показывает, сколько граммов весит отрезок волокна длиной в 1 км, т.е чем больше число текс, тем толще волокна, из которых выработана ткань. Итак, чем больше число впереди, тем ткань прочнее и толще, а соответственно и тяжелее.
Рипстоп (Rip Stop или R/S)
Вид плетения, при котором ткань усиливают применением более толстой и прочной нити, вплетенной с регулярным интервалом от 2 до 10 мм. Эта нить образует на поверхности ткани рисунок из квадратов, прямоугольников или ромбов, и такое плетение позволяет при минимальном весе создать ткань с высокой прочностью и стойкостью к разрывам.
Но здесь существуют и подводные камни. Так как усиливающая нить имеет больший диаметр, чем основная, то сама ткань RipStop получается с выпуклой сеткой. А при нанесении на такую ткань полиуретанового покрытия возникает большая вероятность протекания тента за счет того, что полиуретановая пленка не до конца прилипает ко всей поверхности ткани. Поэтому при выборе палатки с тентом из ткани с усиливающей нитью RipStop нужно обращать внимание на то, чтобы эта нить была плоской и на ощупь ткань не напоминала вафли. Иначе, погнавшись за сверхпрочностью тента, можно упустить самое главное - водонепроницаемость. За счет усиливающей нити ткань Рипстоп имеет оригинальный дизайн в клеточку, в случае Rombus RipStop - дизайн в виде ромбов.
Honey RipStop - в виде шестигранника (соты), Small RipStop - в виде мелкой клеточки.
Тафетта (Tafetta) – вид плетения ткани без добавления толстых нитей.
Согласно стандарту DIN, водонепроницаемой считаются ткани с водостойкостью более 2000 мм. Достигается путем нанесения на ткани различных покрытий. Водостойкость измеряется, как высота водяного столба в миллиметрах, при котором ткань не промокает (какой столб воды этот материал готов выдержать и не промокнуть).
PU - полиуретановое покрытие (как правило, наносится на внутреннюю часть ткани) может быть нанесено как на полиэстр так и на нейлон. Данное покрытие производится для существенного увеличения водонепроницаемости ткани, ее износостойкости и защиты от ультрафиолета. Достаточно дешёвое. Водостойкость 3000 миллиметров достигается с помощью двойного нанесения полиуретановой пропитки, 5000 миллиметров - с помощью тройного нанесения. Каждое нанесение - это дополнительный вес и цена.
SI, Silicon – силиконовое покрытие. Используют ткань с силиконом, нанесенным снаружи. Отличается своей малой толщиной, что позволяет существенно улучшить свойства ткани без значительного увеличения ее веса. Эта пропитка очень прочная и функциональная: силикон не даёт влаге накапливаться в волокнах ткани («намокать и промокать»). При этом силиконовое покрытие существенно увеличивает прочность ткани на разрыв и защищает ткань от ультрафиолета. Имеет недостаток – повышает цену палатки.
Силиконовая пропитка может использоваться как вместо PU, так и вместе с ним для создания особой водостойкости ткани. Надо заметить, что у материалов с силиконовой пропиткой невозможно проклеить швы. Технологически эту проблему решают либо с помощью дополнительного покрытия ткани все там же полиуретаном перед проклейкой, либо за счет использования особых ниток, которые не дают швам промокать.
Ткани с водостойкостью более 1000 мм называются тканями «с водоотталкивающим покрытием».
W/R (water resist – водоупорный) - водоотталкивающее покрытие по внешней стороне ткани. Это позволяет каплям воды скатываться, а не впитываться, и вес палатки не увеличивается даже при влажном тенте.
Silver. Водонепроницаемое покрытие на основе резины с алюминиевой крошкой на внутренней стороне ткани. Широко встречающаяся ткань Nylon Taffeta Silver, часто называемая «серебрянка», «корейка», имеет водостойкость всего от 600 до 1500 мм. Довольно быстро истирается, начинает крошиться.
TC Fabric - система соединения искусственных и натуральных тканей в соотношении 35% хлопок 65% P/E. Применение этой технологии уменьшает образования конденсата внутри палатки, делает ее более «дышащей», защищает от ультрафиолетового излучения.
Fire Retardant - система специальной пропитки тента палатки, которая защищает внешний тент от прожигания искрами от костра.
Ткань, из которой делается внутренняя палатка, должна обладать следующими свойствами:
1.Быть лёгкой и прочной (предпочтительно плетение Rip Stop), т.к. внутренняя палатка принимает на себя значительную нагрузку при эксплуатации. Лучше подходит нейлон. Он мягче и прочнее на разрыв, чем полиэстер. Стойкость к ультрафиолетовому излучению для внутренней палатки не важна.
2. Обладать хорошими «дышащими» свойствами, но при этом задерживать ветер. Желательно, чтобы внутренняя палатка имела влагоотталкивающую обработку W/R. Такая пропитка сможет уберечь от капель конденсата, которые при определённых погодных условиях возникают на внутренней стороне тента. Капли будут скатываться, не проникая в жилой объём. Обработка W/R не ухудшает «дышащих» свойств внутренней палатки.
3. Цвет внутренней палатки должен быть светлым, сочетаться с цветом тента. В противном случае утро покажется вам безрадостным. Свет, проходя через два препятствия, может изменить цвет лица обитателей палатки до неузнаваемого.
Полиэстер более устойчив к воздействию ультрафиолетового излучения, чем нейлон, что очень важно для тентов. Кроме того, ткань из волокон Nylon растягивается при намокании и сжимается при высыхании (т.е. каждый раз при изменении влажности и температуры приходится вновь натягивать тент из Nylon).
Итак, наиболее качественные тенты делаются из полиэстера. Полимерные плёнки с внутренней стороны и внешняя водоотталкивающая пропитка обеспечивают современным тентовым тканям необходимую водоустойчивость более 2000 мм водяного столба. Для тентов оптимально применять ткань с водостойкостью от 2000 до 4000 мм. Однако довольно широко для тентов применяют более дешёвую полиамидную ткань
Nylon Taffeta Silver («серебрянка», «корейка»). Силиконовое покрытие на нейлоновых тканях делает их нерастяжимыми и более прочными. Это позволяет также использовать их в качестве материала для изготовления тентов.
Дно палатки, прежде всего, должно быть непромокаемым и иметь хорошие прочностные характеристики для защиты от разрывов и соответственно проникновению грязи внутрь палатки. Ткань на дне палатки должна быть более водонепроницаемой, чем тент палатки. 5000 - 10000мм достаточно, чтобы вода не проникала внутрь палатки при сильном давлении. (Ткань пола с водонепроницаемостью 3000мм выдерживает давление тела; 5000мм - давление ног; 10000мм - давление локтя). Материал дна палатки может быть выполнен из ткани или структурного полиэтилена (с водостойкостью не менее 3500 мм). Это может быть легкий и прочный полиэстер (плотностью от 190t или 200D). Также используется ткань Оксфорд, гладкая и блестящая (нейлон с полиуретановым покрытием). Покрытие тонкое, заметно тоньше самой ткани.
Тарпаулин- современный материал, структурно представляющий собой полотно из плотно переплетенных нитей полиэтилена, ламинированное с обеих сторон светостабилизированной пленкой. Механически стойкий и дешевый материал. Имеет высокий показатель водонепроницаемости (10 000мм), но при этом много весит. Он выпускается в широких рулонах, что позволяет кроить дно из цельного куска.
Швы дна палатки и тента должны быть герметичны. Грамотно проклеить их не просто, многие фирмы экономят на этой операции. Даже если ткань достаточно влагонепроницаема, вода может проникнуть через отверстия от швейных игл. Швы герметизируются специальной PU лентой. Такая лента полностью накрывает шов и приваривается к нему путём разогрева горячим воздухом и прокаткой между роликами специального станка.
В настоящее время каркасы палаток изготавливаются в двух основных вариантах: металлические (алюминиевые, из сплавов алюминия различных марок) и стеклопластиковые. Трубки, из которых собирается дуга каркаса, для удобства нанизываются на резинку и в разобранном состоянии остаются скреплённые между собой и не теряются. Основными характеристиками каркаса являются: вес, жесткость, упругость, прочность и цена.
В целом алюминиевые каркасы отличаются низким весом, высокой жесткостью и упругостью (почти не имеют остаточных деформаций), очень прочны, но имеют высокую цену.
Стеклопластиковые каркасы отличаются более чем вдвое большим весом, высокой жесткостью и упругостью (абсолютно не имеют остаточных деформаций), средней прочностью (боятся сильных ударов, в результате которых трескаются вдоль) и имеют низкую цену (в два, два с половиной раза дешевле металлических).
Самая "старая", "простая" и отработанная – технология производства каркасов из алюминиевых трубок. В производстве каркасов применяются цельно тянутые (бесшовные) трубки. Эта технология известна многие десятилетия, 100% автоматизирована, надежна, дешева и гарантирует стабильность характеристик.
Стеклопластиковые трубки для производства каркасов палаток могут производиться по двум технологиям – так называемой "экструзионной" и "намоточной".
По "экструзионной" технологии трубки производятся из однонаправленного стекловолокна (без поперечных связей) методом выдавливания пропитанного связующим стекловолокна (эпоксидной, полиэфирной смолой) через специальную фильеру, которая и формирует трубку "бесконечной" длины. Это дешёвая, 100% автоматизированная технология, которая тоже гарантирует стабильное качество. Ближайший аналог такой технологии - производство макарон.
При "намоточной" технологии каждый элемент каркаса производится отдельно - рабочий укладывает на специальную оправку предварительно пропитанное стекловолокно. Сначала укладывается один или несколько слоев вдоль, а потом наматывается один или несколько слоев поперек для создания поперечных связей и защиты основных силовых волокон от внешних воздействий. В этой технологии очень высока доля ручного труда. Соответственно резко увеличивается стоимость производства и увеличивается разброс характеристик и количество брака.
Жесткость - способность тела или конструкции сопротивляться образованию деформации. Если сравнивать характеристики алюминия и стекловолокна (именно волокна, а не готового изделия), то стекловолокно в несколько раз более жесткое, чем алюминий. Но нас интересует жесткость применительно к каркасам палаток. И тут (в готовых изделиях) жесткость алюминиевой трубки несколько выше (примерно на 10 процентов). Жесткость стеклопластиковых трубок, выполненных по разным технологиям, отличается незначительно.
Упругость - свойство макроскопических тел сопротивляться изменению их объёма или формы под воздействием механических напряжений. При снятии приложенного напряжения объём и форма упруго деформированного тела восстанавливаются. Упругость стеклопластиковых трубок абсолютна - т.е. они ломаются без остаточной деформации. Имея нулевую остаточную деформацию, стеклопластиковые каркасы держат форму даже лучше алюминиевых. У алюминиевых трубок сплава 7001 (в России аналог ему сплав В95Т1 ) при правильной эксплуатации остаточные деформации возможны, хотя обычно они незначительны.
Если сравнивать характеристики материалов, то стеклопластик гораздо прочнее. Однако прочность и другие характеристики алюминиевой трубки практически не меняются от срока службы, температуры и внешних воздействий. А свойства композитов, напротив, имеют тенденцию ухудшаться со временем ("старение" связующего, в т.ч. и под действием UF излучения), зависит от температуры ( 80 С под тентом палатки в солнечный день вполне возможно, а связующее при повышении температуры размягчается). Нагрузки при эксплуатации (изгибы, удары, царапины) тоже не увеличивают долговечность изделия.
Стеклопластиковая трубка с переходником, рабочая длина 50 см, диаметром 9,5 мм, выполненная по "экструзионной" технологии, весит 69 г;
Алюминиевая трубка сплава 7001 диаметром 8,5 мм аналогичной длины весит 27 г. (стеклопластик диаметром 9,5 мм и алюминий диаметром 8,5мм, как трубки, близки по жесткости). Стеклопластик анизотропен (имеет различные характеристики по разным направлениям) и, чтобы получить приемлемую прочность на расщепление, для "экструзионных" трубок стенку приходится делать толще. Гораздо более мягкий стеклопластик диаметром 8,5 мм весит 46 г.
Вес аналогичной по жёсткости трубки каркас из стеклопластика, изготовленной по намоточной технологии, равен весу алюминиевой трубки. Однако такая трубка имеет больший диаметр.
Объем зависит от диаметра трубки. Объем каркаса в упаковке у алюминевых каркасов и "экструзионных" стеклопластиковых отличается не сильно, напротив объем для каркасов, выполненных по "намоточной" технологии очень велик. Эти трубочки выпускаются диаметром от 12 до 14 мм.
Ремонтировать стеклопластиковые трубки, обматывая их стекловолокном с эпоксидной смолой, бессмысленно. Проще и надежнее сделать алюминиевую муфту. Аналогично и с алюминиевым каркасом. В ремонте стеклопластиковых каркасов есть свои тонкости. Если алюминиевую трубку можно в экстремальных условиях процарапать даже об камень и сломать (это займет секунд 30), то стеклопластик надо аккуратно отпилить и обработать срез. Иначе срез начинает расщепляться.
Дуги из стеклопластика тяжелее алюминиевых примерно в 1,5 раза, но зато деформациям абсолютно не подвержены. Правда со временем, а также на морозе теряют прочность. При длительной эксплуатации начинают крошиться на стыках и не терпят долгого пребывания во влажной среде. Зато такие материалы дешевле алюминиевых. Дуги, изготовленные по самой дешёвой - экструзионной - технологии от сильного удара могут расщепиться вдоль. Поломку можно временно починить, замотав изолентой. Дуги, изготовленные по «намоточной» технологии, легче «экструзионных» ( но такие же, как алюминиевые), прочнее, но дороже в изготовлении, объёмнее, и если сломаются, починить их никак нельзя. Итак, наиболее надёжный каркас всё-таки делается из алюминиевых сплавов. Затем он проходит анодирование. В результате каркас приобретает приятный цвет (черный, например, или золотистый), становится приятнее на ощупь, зимой меньше примерзает к рукам. Для легких металлических каркасов используется алюминий и различные сплавы на его основе с маркировками 7001, 7071,7075, 6063 и др. Если серия сплава 7000 – это алюминий с цинком, а 6000 – алюминий и магний. Алюминиево-магниевые сплавы также обозначаются АМГ. Цинковые сплавы, при всей своей твердости, отличаются пластичностью – если дуга погнется, ее легко выпрямить. Сплав алюминия с магнием чуть-чуть легче, более упругий, деформациям практически не подвержен, но если уж вдруг погнется, то выпрямить обратно очень трудно. Кроме марки сплава серьёзные фирмы указывают его твёрдость. Обозначения 7075-Т9 и 7075-Т6 различаются тем, что в первом случае используется более прочный сплав: дуги из такого сплава применяют самые известные палаточные фирмы. Отечественная промышленность выпускает сплав Д16Т. Это довольно пластичный материал, при нагрузке он может легко согнуться. Поэтому гибкий каркас из этого материала получается невысокого качества. Для такого каркаса нужен более упругий материал. Для жесткого же каркаса этот сплав вполне пригоден. Главный недостаток алюминиевых каркасов – это высокая стоимость. Более качественные и легкие дуги для гибкого каркаса изготавливаются из углепластика и кевлара. И только при условии соблюдения высокой технологии изготовления с пространственной ориентацией и напряжением волокон. Такие дуги недешевы, зато легкие и прочные.
Противомоскитная сетка. Используется сетка с маленькими ячейками, чтобы препятствовать проникновению и комарам и мелкой мошке. Через такую сетку проникает мошка.
Нитки должны быть прочнее ткани, не гнить и не разрушаться под действием солнечных лучей. Лучше всего, если это лавсановые нити – тогда им ничего не сделается от пребывания во влажной среде. Капроновые тоже подойдут, но со временем от влаги они могут существенно растянуться. Шаг строчки (длина одного стежка) должна быть не более 3 мм. К тому же все швы в идеале должны быть проклеены специальной пластиковой лентой – тогда влагостойкость ткани ничем не будет нарушаться. Если же проклейки нет, то сам шов обязательно должен быть двойным («бельевым»).
Люверсы - металлические кольца для закрепления каркаса, должны быть латунными, а не железными (это место в палатке всегда влажное).
Замки-молнии должны быть достаточно удобными и надежными, легко поддаваться человеку, находящемуся как снаружи, так и внутри палатки. С внешней стороны молнии в хороших палатках прикрыты специальной полоской ткани, которая делает застежку более герметичной. Великий полярный исследователь Амундсен, между прочим, едва не стал жертвой одной из первых в истории застёжек-молний. Экспедиция была снаряжена по последнему слову тогдашней технической мысли; в том числе палатка имела свежезапотентованный вход на молнии. Одно не учли производители - зубцы молнии сделали из металла, и в первое же утро полотно палатки пришлось резать ножом, чтобы выбраться наружу. В сырой холодной Арктике на металле выпал иней в несколько сантиметров толщиной!
Силовая пластиковая фурнитура должна быть крайне надежной, не ломаться на морозе.
Стропы - легкими и прочными. Они должны легко проходить через регулировочные пряжки.
Шнуры для штормовых оттяжек должны быть прочными и тонкими, а также заметными в темноте и днем. В хорошей палатке уголки и места крепления растяжек усилены по толщине, сами растяжки вшиты «силовым» швом (крест-накрест или буквой Z).
Колышки должны быть легкими и прочными, негнущимися. Желательно, чтобы они не проворачивались в грунте, то есть имели бы не круглый профиль.
Автор: Марина Галкина